Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28»

Адрес455038, Российская Федерация, Челябинская область, Магнитогорск, проспект Карла Маркса, 141, 4

Контакты администрации +7(351)940-31-30 sch_28@mail.ru

ВАШ РЕБЕНОК ПОШЕЛ В ШКОЛУ… 
(рекомендации для заботливых родителей) 

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. 

Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. 

Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе... 

Первый год обучения в школе - очень сложный и важный период и для самих родителей, так как именно в этот период закладываются основы взаимоотношений с ребенком на долгие годы обучения. Ребенку требуется помощь, а родителям - терпение и понимание. 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 

Готовность ребенка к обучению в школе – «школьная зрелость» означает овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией, и другими необходимыми для освоения школьной программы личностными качествами и поведенческими характеристиками. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты: 

Личностная готовность 

Формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – это положение школьника, имеющего определенный круг прав и обязанностей. Отношение ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе,  когда школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради и т.д.), а возможностью получать новые знания.  

Интеллектуальная готовность 

К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет о имеющихся у него запасах знаний и представлений, а также умений действовать во внутреннем плане, т.е.  производить некоторые действия в уме. Интеллектуальная готовность предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности: определенный уровень словарного запаса, кругозора, специальных умений (прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира), развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление),  умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.  

Социально-психологическая готовность 

Формирование качеств, благодаря которым ребенок мог бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, в которых дети заняты общим делом и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы. 

Эмоционально-волевая готовность 

Будущему школьнику необходимо уметь управлять своим поведением, познавательной деятельностью.  Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов – умение произвольно управлять собой.  

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ 

Наиболее выраженные изменения в состоянии здоровья прослеживаются в течение первого полугодия в период адаптации (привыкания) организма ребенка к систематическому обучению. 

Для ребенка трудности этого периода (адаптации) проявляются чаще всего в ухудшении наиболее чувствительных параметров: сердечно-сосудистой, бронхолегочной систем, желудочно-кишечного тракта и особенно, нервно-психической сферы. 

Изменения показателей состояния здоровья в период адаптации во многом зависят от того состояния, с которым ребенок поступил в первый класс. Возможные изменения в состоянии здоровья в период адаптации проявляются в: 

  • снижении массы тела; 
  • быстрая утомляемость, нежелание что-либо делать, потливость, головокружение, тошнота и др.; 
  • возможное снижении гемоглобина крови; 
  • ухудшении нервно-психического здоровья: головные боли, головокружение, снижение аппетита, нарушение сна и др.; 
  • падение общего мышечного тонуса, что приводит к нарушению осанки.     
  • изменения в поведении ребенка: 
    • появляется раздражительность; 
    • чрезмерное возбуждение; 
    • вялость; 
    • отказ от выполнения деятельности. 

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ШКОЛЕ 

Многие родители допускают ошибку, рассчитывая на то, что их ребенка полностью к школе подготовит детский сад, курсы по подготовке к школе и т.д. Конечно, если ваш малыш посещал детский сад, то впоследствии, школа не будет казаться ему чем-то трудным и ужасным. Но не одно детское дошкольное учреждение не сможет привить ребенку положительное восприятие школы, если в этом не будут заинтересованы родители. Если занятиям и общению с ребенком не уделяют должного внимания в семье, ничем не поощряют усердия и старания малыша, то, в конечном итоге, он перестает ими интересоваться. Своим невниманием родители отдаляют ребенка не только от школы, но и в какой-то степени от себя. Ведь некоторых детей такое отношение глубоко обижает, они замыкаются в себе и перестают быть откровенными. А проблема негативного восприятия школы в дальнейшем может только усугубиться и решить ее будет гораздо сложнее. 

Старайтесь больше времени проводить с детьми, хотя это очень сложно при сегодняшнем ритме жизни. Полезно общаться с ними на равных, тем самым давая понять, что они уже достаточно взрослые. Это поможет им легче войти в контакт с одноклассниками и педагогами. Если у ребенка с самого начала сложатся благоприятные отношения с педагогом, значит, он будет если не с радостью и удовольствием, то, по крайней мере, без боязни посещать школу. Большое значение для формирования этих отношений имеет то обстоятельство, как ребенок относится к взрослым вообще. Если он привык перебивать их при разговоре, не выслушивать до конца просьб и пожеланий, то и в школе он будет вести себя подобным же образом, что неизбежно приведет к замечаниям и к, следующим за ними, конфликтам. 

У школьников довольно сложная программа, к тому же им еще приходится ежедневно справляться с домашними заданиями. А некоторые родители считают своим долгом хоть чем-то занять дитя, что бы оно «не болталось» без дела, или же найти для него «престижное» увлечение. Все это вместе взятое, настолько утомляет ребенка, что он начинает потихоньку ненавидеть школу, которая отнимает большинство свободного времени, часть из которого можно было потратить на себя, на общение с друзьями. 

Не стоит нагружать первоклассника многочисленными кружками, секциями, занятиями. А что бы он больше успел и не устал, необходимы четкий распорядок дня и продуманный отдых, желательно на воздухе. 

Первые три года обучения родители должны помогать ребенку при выполнении домашнего задания, но, не делая за него работу, а лишь подталкивая к правильному решению, пока у ребенка не сформируются навыки самостоятельной работы. 

Нельзя негативно относиться к тому, что не получается у малыша. Иначе к процессу учебы возникнет стойкое отвращение. Нужно создать такую атмосферу, чтобы школьнику было удобно и уютно, чтобы он на деле ощущал вашу заботу и внимание.  

Бывает так, что родители стараются не проявлять своей любви слишком явно, считая, что нежность и ласка просто неуместны. Ребенок, постоянно не дополучивший свою порцию родительской любви, вырастает замкнутым и стеснительным. 

Важно воспитывать у ребенка самостоятельность и чувство ответственности. А это возможно при условии, что у малыша есть свои обязанности. Важно чтобы они были достаточно разнообразными и значимыми не только для него, но и для всей семьи. Формирование самостоятельности, ответственного отношения к порученным делам – важнейшая составляющая той уверенности, которая позволяет ребенку без боязни посещать школу.  

Приготовление уроков ни в коем случае не должно откладываться или затягиваться до позднего вечера. На занятия должно уходить не более полутора часов. Иногда родители требуют, чтобы ребенок не выходил из-за стола пока не сделает все уроки, мотивируя это тем, что в школе же они сидят 45 минут. Не забывайте! Что он уже отсидел определенное количество уроков, и именно из-за этого его работоспособность снижена. 

Не заставляйте переписывать плохо выполненную, на ваш взгляд, классную работу. Лучше поработайте над ошибками, если таковые имеются. 

Не ругайте ребенка за исправления, даже если от них в тетради получается «грязь». Исправление ошибок самим ребенком – это некий самоконтроль, который должен всячески поощряться родителями. 

Нежелание идти в школу может быть вызвано плохими отношениями со сверстниками. Постарайтесь научить свое дитя отвечать на добрые шутки улыбкой, а на злые и обидные вообще не обращать никакого внимания. 

Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций. Он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от умственного труда. 

Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант. 

Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого возврата к прежнему. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его умственные возможности. 

В занятиях с ребенком нужна мера.  Не заставляйте ребенка делать упражнения, если он вертится, устал, расстроен, займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится. 

Дети младшего школьного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся занятия. Поэтому при проведении занятия лучше выбирать игровую форму. 

Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, научите его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально-сложной атмосфере общеобразовательной школы. 

Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости по сравнению с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах. 

Уважаемые родители, помните - оценка знаний ребенка не должна стать оценкой его личности, с приклеиванием ярлыков. 

Каждый ребенок любопытен и стремится узнать больше об окружающем его мире, в каждом ребенке заложен инстинкт познания. Помогите малышу реализовать свои способности. Не жалейте затраченного времени, и тогда вам удастся вырастить счастливого человека. 

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжкий труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком в новом статусе школьника. 

Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем и школьным педагогом-психологом. 

Дата публикации — 03.09.2019

Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie