Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28»

Адрес455038, Российская Федерация, Челябинская область, Магнитогорск, проспект Карла Маркса, 141, 4

Контакты администрации +7(351)940-31-30 sch_28@mail.ru

Советы родителям по адаптации пятиклассников

Поздравляем Вас, дорогие родители, Ваши дети успешно перешли из младшей школы в среднее звено. И теперь они уже уже не младшие школьники, а младшие подростки.

Это сложный возраст, хоть и не такой острый, как подростковый, но младший подросток впервые встречается со множеством неизвестных для него трудностей. В начальной школе дети привыкают исполнять требования в основном одного учителя, находиться в сфере его постоянного внимания и контроля. Поэтому в средней школе можно ожидать, что у части ребят возникнут трудности при необходимости следовать требованиям разных учителей. Некоторые им будут казаться слишком строгими, а некоторые слишком мягкими, которых можно не слушаться. Пятиклассникам может быть трудно самостоятельно без строгого контроля организовать свое рабочее место, провести перемену «без ущерба для своего здоровья», дойти до столовой и вернуться обратно на уроки. Необходимо обратить особое внимание на обучение ребят пользоваться своими новыми свободами. Иначе можно ожидать резкого возрастания количества конфликтных ситуаций на переменах.

В учебной деятельности можно ожидать, что у некоторых учащихся произойдет временное снижение успеваемости за счет того, что им придется привыкать к формам и методам обучения, принятым в средней школе. Однако высокий познавательный интерес, присущий детям в этом возрасте и стремление хорошо учиться помогут им восстановить привычную успеваемость к концу второй четверти.

Следует помнить, что с этого времени активизируются процессы взросления, начинает понемногу возрастать агрессивность. Проявляются попытки доказать окружающим свою взрослость, иногда социально неприемлемыми способами: демонстративное употребление ненормативной лексики или демонстративное противостояние требованиям взрослых («не хочу», «не буду»). И в классе могут появляться лидеры, дабы возглавить одноклассников в их борьбе против требований взрослых.

Следует ожидать существенных изменений в межличностных отношениях внутри класса: перераспределения дружеских компаний. Взаимоотношения становятся более осознанными.

Начало процесса взросления детей обычно с неудовольствием воспринимаются родителями, которые относят новые проявления в поведении своих детей к их недостаткам. Поэтому некоторые ребята к концу пятого класса начинают считать, что они стали «хуже» для всех, что приводит к сильному снижению самооценки ребенка. Полезно обратить внимание детей на осознание начала своих изменений, подвести их к пониманию обязательности и позитивности изменений.

В отношении родителей многие подростки занимают противоречивую позицию. С одной стороны, они активно отстаивают свою самостоятельность. С другой-требуют любви и внимания, тоскую по детской позиции.

В это время дети активно начинают осваивать свой внутренний мир. Но сами в нем плохо ориентируются, не уверены в его устойчивости. Поэтому любые предъявления подростками своих взглядов, представлений, мнений необходимо принимать очень бережно, безоценочно и с уважением.

Помощь родителей в период адаптации

Для удобства выделим две основные задачи адаптации пятиклассника: научился организовывать свой труд и общаться со сверстниками.

Разберем первую задачу – научить трудиться.

Успешно учиться ребенок будет только в том случае, если этот процесс вызывает положительные эмоции. Как заинтересовать ребенка предметом? Обязательно проявляйте интерес к школе, классу, учителям, обсуждайте с ребенком задания, уделяйте внимание особо трудным предметам, изучайте вместе дополнительную литературу, запишите ребенка в секцию. Чем больше он будет узнавать о предмете, тем интереснее ему будет заниматься. Обязательно поощряйте успехи ребенка – как учебные, так и внеучебные.

Никогда не обсуждайте с ребёнком или в его присутствии учителей, с целью формирования положительного отношение к школе. Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Здесь важно узнать у ребенка причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

Кроме положительной мотивации, важно научить ребенка правильно организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать всё необходимое для школы). Важно, чтобы контроль был обоснованным: если задание у ребенка не получается , не делайте его за него, а делайте вместе с ним, затем пусть ребенок решит подобную задачу самостоятельно.

Важно: отметки в дневнике – результат за работу. Обязательно внушайте детям, что любую плохую оценку всегда можно исправить, задание выучить. В помощь сыну или дочери иногда следует сесть вместе с ребёнком, взять учебник, почитать правила, проговорить вслух, повторить формулы, составить конспект. И так, каждый день, пока эти правила работы с учебным материалом не войдут в привычку. Необходимо учить работать над уроками сейчас, иначе к 8 классу материал будет запущен, и не будет сформирована привычка к систематическим занятиям.

Как помочь решить вторую задачу – научить общаться?

Успешное общение с одноклассниками во многом зависит от самооценки ребенка. В этом возрасте, как мы говорили, возможно снижение самооценки, что проявляется в робости, застенчивости, либо, наоборот, повышенной агрессивности, мнительности, когда ребенку кажется, что к нему относятся враждебно.

Важнейшее условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, не смотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

Познакомьтесь с его новыми одноклассниками и помогите организовать общение своего ребенка с ребятами вне школы.

Недопустимо запугивание, критика в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

Помните, что в этом возрасте формируется чувство взрослости ребенка, его самостоятельность.

Кроме учебных дел у него должны быть свои домашние обязанности: убраться в комнате, вынести мусор и т.п. Так ребенок будет чувствовать свою значимость, что способствует развитию нормальной самооценки, самоуважения и ответственности.

Обязательно проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш пятиклассник, к каждому прожитому им школьному дню. Больше общайтесь со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или школьным психологом.

При возникших трудностях, педагоги -психологи нашей школы всегда помогут Вам и Вашему ребенку на трудном этапе взросления и адаптации к новой среде!

Дата публикации — 03.09.2019

Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie